Краткий справочник по интерьеру и внутренней отделке.

Перепланировка квартир

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ДВУХКОМНАТНОЙ КВАРТИРЫ
ПЕРЕПЛАНИРОВКА КВАРТИР:

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ
ВАРИАНТ ВТОРОЙ
ВАРИАНТ ТРЕТИЙ
ВАРИАНТ ЧЕТВЕРТЫЙ

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕРЕГОРОДКАМИ

Стены необязательно должны быть "глухими". Иногда предпочтение лучше отдать конструкциям, способным быстро и без хлопот трансформировать помещение - из большого в маленькие, из спальни в гостиную и т.д. Весьма функциональны ширмы (деревянные, матерчатые, витражные, металлические, плетеные...), раздвижные двери-гармошки, перегородки из прозрачного стекла или открытых стеклянных полок, цветные витражи. Вариантов масса.
  • Перегородки из гипсокартона можно не доводить до потолка. Например, между прихожей и гостиной уместна глухая зеркальная поверхность на высоту человеческого роста, выше - открытая со стороны прихожей полка для шляп или открытая с обоих сторон - для предметов декора (часов, керамики, деревянных, стеклянных или металлических фигурок и т.д.).
    Между гостиной и кухней сегодня модно делать перегородку - барную стойку. Но из гипсокартона возможны и более сложные варианты: со стороны гостиной встроенный фальшкамин, а с кухни - ниша для телевизора.
  • Книжные полки без задних стенок - в принципе "избитый" вариант, но по-прежнему играет. Как известно, ими можно легко выгородить уголок для кабинета, для игровой (тогда на полках будут стоять не только книжки, но и игрушки, детские часы-будильник, возможно, глобус), для места отдыха пожилого человека (домашние растения, шкатулки с тысячью мелочей, письменные принадлежности и опять же книги).
    Более "свежий" подход - "полочная" перегородка между рабочим пространством кухни и столовой. В этом случае в качестве элементов декора логичны яркие корешки поваренных книг, деревянные бочонки под хохлому, керамические банки для специй, глиняные или кованые фигурки, цветы. Но стиль может потребовать иного, например, разноцветной пластиковой посуды или изысканно простых стеклянных форм. Кстати, сами полки могут быть застекленными с обеих сторон.
  • Роль перегородки можно отвести аквариуму или террариуму. Рыбы вполне уместны между спальней и кабинетом, прихожей и гостиной или гостиной и комнатой подростка. Прозрачная "натура" не только придаст интерьеру живость, неповторимость, но и откроет доступ свету в помещение без окон. При этом зоны будут наглухо изолированы друг от друга.
    Менее экзотический, но более доступный "природный" вариант - ажурная перегородка с цветочными кашпо, этакая "зеленая" ширма. Достоинство - "прозрачность", недостаток - отсутствие звукоизоляции.
  • Владелец однокомнатной квартиры может зонировать помещение с помощью шкафов-купе. Одна дверь - в шкаф, другая - в приватную зону, недоступную для постороннего взора. При этом гостиная часть сохраняет вид полностью изолированной комнаты.

    ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ОТДЕЛКЕ

  • Оклеивать стены обоями необязательно полностью. К примеру, часть стены, отведенную для картины, эстампа или фотоэкспозиции, можно выкрасить однотонной матовой краской, которая подчеркнет художественную значимость произведения.
    В комнате с низкими потолками иногда оставляют неоклеенными углы. За счет этого зрительно добавляется высота.
  • Рисунок и фактура отделки может изменить пространство не в лучшую сторону. Не стоит оклеивать небольшое помещение или узкий коридор монотонной вертикальной полоской. В квартирах с низкими потолками ни лепные карнизы, ни бумажные бордюры не уместны.
  • В комнатах с высокими потолками применяют прием обивки стен тканью. Законы драпировки предполагают разделение стены на нижнюю часть, верхнюю и бордюр. Но при этом важно помнить, что объем помещения и его высота должны позволять подобный эксперимент, а мебель - не загромождать стены.
  • Для драпировки стен сегодня используют хлопок, рогожку, атлас, ткань под замшу. Правильно подобрать материю сложно, ведь "поженить" нужно драпировку на стенах и окнах, мебель, другие предметы интерьера. К примеру, на стенах, оклеенных холстом, хорошо смотрятся гравюры, вязаные панно.
    Драпировка с мягкими складками хороша только при больших объемах помещений и предполагает особый уход за ней. А неудачно подобранная ткань способна превратить комнатушку в настоящий гроб.
  • В небольших помещениях всегда оправданны эксперименты с зеркалом. Это самый загадочный предмет интерьера. Оно способно раздвинуть стены, нарушить прямолинейность линий, заставить заблудиться в мире преломления и отражений.
  • В маленьких ванных комнатах хорошо смотрится светлая плитка. Если метраж позволяет, то помещение желательно зонировать, используя стеклоблоки или витражи. Можно добиться потрясающего эффекта, грамотно сочетая зеркальные, стеклянные, мраморные поверхности и освещение.
  • Для отделки ванной подойдет любой природный материал, если обработать его водоотталкивающими средствами и предусмотреть хорошую вентиляцию. Дерево, лоза, кожа, пробка, даже бумага - хорошо все, что придет на ум изобретательному хозяину. Ведь практичность - это не единственное, чему хочется следовать.
  • Комбинация моющихся обоев и кафеля, несомненно, сделает кухню уютнее, но к такой отделке подходит не всякая мебель. Не стоит использовать сразу несколько цветов и фактур. Стены, покрытие пола, занавески, обивка стульев, цвет мебели и ее отделка - все это нужно уравновесить. Основные акценты в цвете - это любимые мелочи, посуда, салфетки, сувениры. Такую "экспозицию" легко менять, каждый раз добиваясь новизны.

    ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ОСВЕЩЕНИИ
    Свет может подчеркнуть достоинство интерьера, создать нужный настрой или погубить все, если им пренебречь.

  • В моде точечный свет. Он подчеркивает детали интерьера, разделяет функциональные зоны (локальное освещение, "световые занавеси"), обращает внимание на "опасные" места. Имеет смысл предусматривать его в качестве подсветки элементов декора (картин, полочек с посудой и мелочами, напольных ваз), ступеней и порожков (лампы монтируются в подступенки), над витражами, в нишах, в проеме и т.д. Но здесь главное не переборщить: когда "акцентов" слишком много, они перестают ими быть, даже, наоборот, рассеивают внимание, раздражают, способны утомить.
    Точечные светильники используют и для равномерного освещения больших площадей. В этом случае требуется подвесной потолок - достаточно дорогое удовольствие, которое к тому же могут себе позволить лишь обитатели высоких потолков (съедается 7-14 см высоты помещения).
  • В прихожей вовсе не обязательно вешать люстру. Один из вариантов - множество источников света, расположенных по верхнему периметру помещения (периметральный свет). Они могут быть точечными или в виде светящихся трубок, открытыми, вмонтированными в карниз или скрытыми за декоративной панелью и направленными в потолок. Здесь высота помещения - не помеха, вполне достаточно и 2,5 метра. Световой поток направляется от источника к потолку и, отражаясь почти полностью, освещает помещение. Эффект можно усилить, подложив в нишу фольгу или зеркало.
    В небольшой прихожей вполне заменят люстру и световые карнизы шкафов-купе. Ламп, которые вмонтированы в карнизы, как правило, вполне достаточно, тем более, если поверхность створок зеркальная - она добавляет "люксов".
    Еще вариант - свет омывыющий стены ("well-washer"), как в метро.
  • Гостиная - противоречивая комната. Тут проходят торжества, приемы, а значит, все должно сверкать-сиять. Но по вечерам собирается семья, чтобы просто отдохнуть, то есть, напротив, чрезмерный блеск огней противопоказан. Отсюда традиционное решение освещения - люстра (центральный, общий свет) плюс бра и настольные светильники (боковой свет) плюс торшер (напольный). Заодно такая схема позволяет зонировать помещение и даже декорировать его с помощью подсветки. Светильники могут быть любыми, лишь бы соответствовали интерьеру.
    Но, положим, вы терпеть не можете бра и не желаете занимать площадь напольными лампами. Тогда к люстре придется предъявить больше требований. Она должна быть способна: во-первых, в одиночку ярко осветить большую комнату; во-вторых, при необходимости издавать приглушенный свет. Подойдет многорожковая с зеркальными вставками или многоярусная хрустальная, чтобы зеркала и грани хрусталя многократно увеличивали яркость света (обязательно нужно позаботиться о регуляторе яркости).
    Если ни хрусталь, ни зеркало не вписываются в стилистику комнаты, отдайте предпочтение люстре с рожками, "смотрящими" вверх. Вместо зеркала здесь потолок, который должен быть идеально ровным и белым.
    Несколько сложнее противникам центрального света. Подвесной потолок с равномерно распределенными точечными светильниками в гостиных обычных квартир, как правило, не делают, а вот периметральный свет устраивают.

    ЭКСПЕРИМЕНТЫ СО СТИЛЕМ
    Трудно давать какие-либо конкретные советы в том, что касается стиля. Это глубоко индивидуальное. Образ квартиры формируется под воздействием множества факторов. Каким вы видите свое жилище? Это "апартаменты класса люкс", "семейное гнездышко" или молодежная квартира-студия? За каждым определением стоит свой язык, свое мироощущение и своя система ценностей.
    Часто мы восхищаемся чистотой стиля и незаметно оказываемся лишними в "этой жесткой геометрии"; приходится отказываться от многих близких сердцу мелочей, привычных предметов быта. Вот, к примеру, кантри - уютный, "теплый" интерьер, позволяет не торопясь насыщать пространство подходящими "штучками". Но решиться на него можно, только если хочешь полностью покончить с прошлым или абсолютно несентиментален от природы. Дело в том, что этот стиль крайне требователен к декору и жесток к единому образу помещения, абсолютно не терпит чужеродных деталей. Игрушечная ракета вашего сына сюда однозначно не впишется, как и подаренный мамой сервиз 60-х годов.
    Так что же делать тем, кто не готов отречься от старых приоритетов, семейных ценностей, которые не вписываются в новый, "чистый" стиль? Варианта два: выбрать для жизни нейтральный антураж или оформить каждое помещение квартиры по-разному. В любом случае первый этап работы над проектом - согласование пожеланий всех членов семьи с реальными возможностями.

    Обзор подготовила Валерия ШАПУРОВА, архитектор, автор проектов-реконструкций.

  • ГлавнаяПрайс-листСправочникДля связи